# Иллюзия управления жизнью с рулём-обманкой

Наша жизнь практически полностью неподконтрольна нам. Мы не можем мгновенно становиться другими людьми — отращивать себе смелость, уверенность и богатство по желанию, менять семью, работу и привычки по щелчку пальцев. Подавляющее большинство вещей, которые у нас есть (и из которых мы состоим), мы не выбираем и не контролируем. Они так или иначе нам достаются и нами управляют. Человек почти всегда переоценивает степень влияния на собственную судьбу.

Попытки изменить хоть что-то в своей жизни выглядят как управление автомобилем 📝 от третьего лица в игре Need For Speed. Проблема в том, что автомобиль почти неуправляем. Чтобы повернуть его хотя бы на полградуса влево или вправо, нужно прилагать титанические усилия. Хотя даже незначительное отклонение курса со временем может привести в совершенно другую точку.

Однако многие гонщики вместо того, чтобы выбрать цель и хоть как-то пытаться до неё добраться, предпочитают заниматься ерундой. Например, молитвами о карьерном росте или ритуалами успешного успеха, которые гораздо проще реальных действий, но при этом дают надёжную иллюзию контроля. Очень много гонщиков, которые ездить толком не умеют, при этом совершенно уверены в том, что они достойны — может, не самой высокой, но всё же — награды за свои несуществующие или минимальные успехи.

Проблема у них по сути одна. Они дёргают за рычаги, которые не производят и не могут произвести для них желаемого результата. Либо за рычаги, которые дают слишком низкий КПД на прилагаемые усилия.

С точки зрения карьеры это, например, люди, которые пытаются «подняться», внедрившись в чей-то семейный бизнес (алё, ты не родственник). Или, наоборот, бедолаги, которые пытаются выслужиться перед начальством там, где оценивают реальный перформанс (привет, Яндекс).

Беда в недостаточной рационализации. В любой системе существует входной сигнал, который даёт необходимый результат на выходе. Но мы часто имеем дело со сложными системами, в которых работа внутренних механизмов неочевидна, многие интерфейсы бутафорские, а инструкции запутаны. И от этого ещё более жалко смотрятся попытки многих нажимать на совсем не существующие или не работающие кнопки.

Если тебе на старте достался рабочий болид — кайфуй. Если досталась старая колымага — подумай над тем, как её можно улучшить и выжать из неё максимум. Если случай совсем тяжёлый — подумай над тем, какие у тебя всё же есть преимущества и как ты сможешь ими воспользоваться, вместо того чтобы сразу принимать позу жертвы.

Расстраиваться или радоваться тому, на что ты не можешь повлиять — нормально. На нас вообще влияет много всего, и было бы странно по этому поводу не рефлексировать конструктивно и продуктивно. Но вот сопротивляться тому, против чего ты бессилен — лишняя трата энергии. Как и попытки добиваться чего-то с использованием нерабочих инструментов.

Поэтому ОЧЕНЬ важно тратить ОЧЕНЬ много энергии на то, чтобы внедрять в жизнь механизмы, дающие обратную связь. Чтобы на её основе корректировать движение и выруливать в нужном направлении.


7 июля 2025 г.
📝 All posts