# ИИ и реклама
Недавно выступал на конференции. Темой доклада было "как ИИ повлияет на рекламную индустрию". В ходе подготовки я нашел в интернете 4 основных "направления мысли" и озвучил своё мнение по поводу каждого из них. В некоторых аспектах обнаружил для себя, что некоторые вопросы не так очевидны, как может показаться с первого взгляда.
1. OpenAI убьёт Google поиск. А это значит, что рекламодателям (особенно ECOM) нужно срочно искать новые каналы продвижения.
Несмотря на то, что ChatGPT на текущий момент использует еженедельно каждый десятый землянин, всё же сам проект глубоко убыточный, а бизнес-план слабоват. Идея о том, что они создадут такой ИИ, который никто не переплюнет, кажется слишком амбициозной (см. DeepSeek).
Да, сейчас они пионерят ИИ-индустрию, но вместе с тем платят дополнительный кост за своё инноваторство. По их стопам пойдёт весь биг-тех и (скорее всего) сделает всё то же самое, только дешевле и с небольшим отставанием. К тому же вычислительные мощности для ИИ дешевеют, и подписочная модель станет неактуальна. Бесплатные чат-боты появятся прямо в поиске (привет, Yandex Yazeka).
2. ИИ уничтожит креативную индустрию в том виде, в котором она существует.
На самом деле процесс уже запущен, и, вероятно, треть пути уже пройдена. Куча SMM-щиков на низкой зарплате уже заменена бездушными машинами. Оказалось, что робот справляется с творческими задачами лучше среднего обывателя.
Midjourney уже никого не удивишь. Когда я смотрю на результаты работы Google Veo 3, я забываю про рекламу и начинаю переживать за Голливуд. Подписка стоит жалких 250$ в месяц — любое поселковое креативное агентство сможет себе позволить.
Прежде чем выложить этот текст в канал, я проверю его в Claude AI на орфографию. Программисты без ИИ-помощников сегодня уже считаются неэффективными. Создание любого контента уже никогда не будет прежним, а креативная индустрия как будто ещё не успела впитать даже то, что уже есть. Поэтому — да, рекламные креативщики должны приготовиться к сильной тряске.
3. ИИ будут генерировать рекламные баннеры на лету
Тут кратко. Бизнес DSP очень низкомаржинальный, если пересчитывать на обработку одного запроса. А запросы дорогие. Enterprise-пользователи ChatGPT платят около 10$ за миллион запросов. Поэтому генерация текста (не говоря уже про картинки) и модерация этого всего на лету — пока нерентабельны и так будет ещё долго.
4. ИИ уничтожит рекламные агентства как таковые.
Идея тех, кто про это пишет, в том, что ИИ поможет создать такие рекламные кампании, в которых любой Геннадий сможет, не разбираясь, удовлетворить все свои нужды — от глубоких таргетов (попросить ИИ продать тысячу пар сапог) до покрытия всей воронки (ИИ сможет сам раскидать бюджеты по разным каналам и собрать close-loop статистику).
Не удивлюсь, если после этого ИИ накормит всех голодных и построит мировой коммунизм. Короче, выглядит как сказка. Хотя благодаря ИИ уже сейчас появляется очень много действительно удобных инструментов для рекламы (в основном для аналитики). До сингулярности ещё далеко.