# Почему выгодно быть заменимым
Я обожаю статью про JSDD (Job Security Driven Development) (RU, EN). В шуточном формате она описывает то, как писать код, чтобы тебя не уволили. Если вкратце — пиши так, чтобы никто ни в чём не мог разобраться. Никакой документации, максимально сложные конструкции и так далее. Только ты можешь работать с этим кодом, а значит уволить тебя невозможно.
Хоть JSDD и шутка, но незаменимые сотрудники — не редкость. Мои коллеги, в отличие от тех, кто саботирует рабочий процесс, незаменимы по-другому. Это очень крутые специалисты, на которых держится продукт и которые просто не успели вырастить себе преемника.
Казалось бы, что тут плохого для самого специалиста? Незаменимость сотрудника — это проблема работодателя, а сотруднику от этого только лучше? Но это не совсем так.
Да, когда ты незаменим, тебя нельзя уволить, но и повысить тебя тоже не получится. Какая разница, каким образом ты освободишь своё место, если образовавшуюся пустоту нечем заполнить?
Поэтому, с моей точки зрения, любой сотрудник, который заинтересован в карьерном росте, будет стараться повышать свою "заменяемость". Умение делиться экспертизой, писать хороший код и документацию, обучать младших сотрудников — обязательные составляющие для того, чтобы расти.
Руководителей это касается даже в большей степени, поскольку делегирование — это и есть замена себя своими сотрудниками. Чем эффективнее у руководителя получается делегировать, тем более высокую должность он потенциально может занять. Разница в том, что руководителю нужно следить не только за своей незаменимостью, но и за тем, чтобы у него не было незаменимых сотрудников, иначе в случае ухода такого сотрудника придётся самому делать его работу.
А лучше всего, конечно, стать не просто заменимым, а абсолютно 📝 бесполезным. Только тогда можно сказать: "работа сделана", и приступить к решению следующей задачи.